Название проекта «Его величество Время».
Проектная деятельность.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых в ФГОСах, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволяет ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Проектной деятельностью с детьми нашей группы мы занимаемся уже четвертый год. В младшей группе работали над проектом «Мамины помощники» (краткосрочный, коллективный, образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»).
С детьми среднего возраста в рамках проекта знакомились с произведениями о природе (краткосрочный, коллективный, образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).
В прошлом году мы работали над проектом «Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников через театрально – игровую деятельность». (долгосрочный, коллективный, основные образовательные области «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»)
В этом учебном году мы продолжаем свою проектную деятельность. Сейчас мы реализуем проект по формированию временных представлений у детей подготовительной к школе группы «Его величество Время».
Актуальность.
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Цель:
повысить уровень интеллектуального развития, формируя представления о времени у детей старшего дошкольного возраста во всей его объемности (сутки, неделя, месяц, год, часы).
Важно научить детей ценить и беречь время: регулировать свою деятельность во времени, т.е. ускорять и замедлять темп работы, вовремя заканчивать работу или игру. В связи с этим детям надо накопить опыт восприятия длительности временных отрезков. Проект учит детей все делать вовремя. Развитое чувство времени помогает детям стать более организованными, дисциплинированными.
Задачи:
- совершенствовать представления детей об эталонах (мерах) времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год), умение ориентироваться во времени;
- обобщать представления детей о временах года, познакомить с календарем;
- развивать «чувство времени», регулировать свою деятельность в соответствии со временем;
- знакомить с приборами для измерения времени: песочными часами, настенными часами, секундомером, будильником, наручными часами и т. д., их назначением;
- активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире;
- обогащать впечатления детей яркими образами природы и способствовать приобщению их к богатствам духовной культуры;
- способствовать повышению педагогической грамотности родителей и их заинтересованности по теме проекта.
Модель взаимодействия участников проекта.
Ребенок-дошкольник в проекте взаимодействует со сверстниками, семьей, педагогами, музыкальным руководителем, руководителем по художественному творчеству, инструктором по физической культуре.
Интеграция образовательных областей:
Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста можно успешно реализовать в образовательных областях «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Формирование устойчивого познавательного интереса возможно при создании и соблюдении определенных условий – это расширение и углубление знаний каждого ребенка, включение детей в активный поиск знаний, организация их разнообразной деятельности (познавательно-исследовательской, игровой, коммуникативной, изобразительной, конструирования), использование наглядных пособий, презентаций, игр, игровых приемов.
Сроки проведения проекта
Сентябрь 2014г - май 2015г (долгосрочный)
Этапы проекта:
I этап – организационный (сентябрь-октябрь):
Выявление проблемы, анализ методической литературы, планирование деятельности, создание условий для взаимодействия педагогов и детей по развитию временных представлений у дошкольников.
II этап – содержательный (октябрь - апрель):
Внедрение в практическую деятельность эффективных форм взаимодействия педагогов и детей по развитию временных представлений у дошкольников.
III этап – результативный (май):
Анализ, результативность, перспективность.
Технология работы: (Слайд №8)
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Деятельность педагогов:
- изучение и анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы по ФГОС ДО;
- создание условий для взаимодействия педагогов с детьми подготовительного к школе возраста по теме;
- разработка тематического планирования в рамках проекта;
- проектирование процесса взаимодействия педагогов с дошкольниками через интеграцию различных видов деятельности;
- анализ, результативность, перспективность.
Взаимодействие с детьми:
- организация образовательной деятельности о временных понятиях;
- чтение стихов, рассказов, загадок, пословиц и поговорок о временных понятиях;
- игры (дидактические, словесные, подвижные) на закрепление названий и последовательности частей суток, времён года, месяцев, дней недели;
- наблюдения за сменой частей суток, дней недели, за сезонными изменениями в природе используя режимные моменты;
- индивидуальная работа;
- экспериментирование «водяные часы», «песочные часы», «солнечные часы»;
- опыты «Что можно сделать за 1, 5 и 10 минут»;
- создание выставки книг в рамках темы проекта;
- создание мини–музея «Часы» и выставки «Календари»;
- создание модели часов своими руками.
Взаимодействие с родителями:
- консультации для родителей групповые и индивидуальные;
- беседы, советы, рекомендации, памятки;
- помощь родителей в создании развивающей среды в группе;
- помощь родителей в организации Выставки Календарей и организации Музея Часов.
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Целевые ориентиры:
В результате работы над проектом мы хотим получить следующий результат:
- Дошкольники имеют представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех частей суток, дней недели, месяцев, времен года;
- Пользуются в речи понятиями «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время»;
- Развито «чувство времени», умеют беречь время, регулируют свою деятельность в соответствии со временем;
- Различают длительность временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час);
- Умеют определять время по часам с точностью до 1 часа.
Сравнительный анализ усвоения программного материала детьми в рамках проекта
Из представленной диаграммы видно, что если на начало года уровень развития представлений о времени детей нашей группы составлял 74%, то в середине года уже 86%. Было диагностировано 25 детей. В октябре средний уровень показали 8 человек, высокий уровень – 10 человек, выше среднего – 7 человек. В феврале: средний уровень – 3 чел., выше среднего – 8 чел., высокий – 14 чел. Это доказывает эффективность проектного метода.
Практическая значимость
Проектная работа может применяться в системе дошкольного образования при взаимодействии педагогов и старших дошкольников.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N 1155 - М.: Центр педагогического образования, 2014.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2014.
- Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.
- Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.
- Тарабарина Т.И. Детям о времени. Теория и методика математического развития дошкольников. Хрестоматия в 3-х т. - СПб: Икар, 2001
- Шорыгина Т.А. Беседы о пространстве и времени: Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2009.
Выводы:
Дошкольникам 6-7 лет жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
|