Среда, 20.06.2018, 16:17Hello Гость | RSS
ГЛАВНАЯ | Каталог статей | РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [3]

Настроение
Какое у вас настроение?
Всего ответов: 6

Добро пожаловать!

Главная » Статьи » Мои статьи

Проектная деятельность

Название проекта «Его величество Время». 

Проектная деятельность. 

           Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность ис­следовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познава­тельных навыков детей, умений самостоятельно кон­струировать свои знания, ориентироваться в инфор­мационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

 Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельно­го приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется»  на все  образовательные области, предлагаемых в ФГОСах, и на  все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности.  Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволяет ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Проектной деятельностью с детьми нашей группы мы занимаемся уже четвертый год. В младшей группе работали над проектом «Мамины помощники» (краткосрочный, коллективный, образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»).

С детьми среднего возраста в рамках проекта знакомились с произведениями о природе (краткосрочный, коллективный, образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).

В прошлом году мы работали над проектом «Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников через театрально – игровую деятельность». (долгосрочный, коллективный, основные образовательные области «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»)

В этом учебном году мы продолжаем свою проектную деятельность. Сейчас мы реализуем проект по формированию временных представлений у детей подготовительной к школе группы «Его величество Время».

Актуальность. 

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Цель: 

повысить уровень интеллектуального развития,  формируя представления о времени у детей старшего дошкольного возраста во всей его объемности (сутки, неделя, месяц, год, часы).

Важно научить детей ценить и беречь время: регулировать  свою деятельность во времени, т.е. ускорять и замедлять темп работы, вовремя заканчивать работу или игру. В связи с этим детям надо накопить опыт восприятия длительности временных отрезков. Проект учит детей все делать вовремя. Развитое чувство времени помогает детям стать более организованными, дисциплинированными. 

Задачи:

  • совершенствовать представления детей об эталонах  (мерах) времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год), умение ориентироваться во времени;
  • обобщать представления детей о временах года, познакомить с календарем;
  • развивать «чувство времени», регулировать свою деятельность в соответствии со временем;
  • знакомить с приборами для измерения времени: песочными часами, настенными часами, секундомером, будильником, наручными часами и т. д., их назначением;
  • активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире;
  • обогащать впечатления детей яркими образами природы и способствовать приобщению их к богатствам духовной культуры;
  • способствовать повышению педагогической грамотности родителей и их заинтересованности по теме проекта.

Модель взаимодействия участников проекта. 

Ребенок-дошкольник в проекте взаимодействует со сверстниками, семьей, педагогами, музыкальным руководителем, руководителем по художественному творчеству,  инструктором по физической культуре.

Интеграция образовательных областей: 

Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста можно успешно реализовать в образовательных областях «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Формирование устойчивого познавательного интереса возможно при создании и соблюдении определенных условий – это расширение и углубление знаний каждого ребенка, включение детей в активный поиск знаний, организация их разнообразной деятельности (познавательно-исследовательской, игровой, коммуникативной, изобразительной, конструирования),  использование наглядных пособий, презентаций, игр, игровых приемов.

Сроки проведения проекта

Сентябрь 2014г - май 2015г (долгосрочный)

Этапы проекта:

I этап – организационный (сентябрь-октябрь):

Выявление проблемы, анализ методической литературы, планирование деятельности, создание условий для взаимодействия педагогов и детей по развитию временных представлений  у дошкольников.

II этап – содержательный (октябрь - апрель):      

Внедрение в практическую деятельность  эффективных форм взаимодействия педагогов  и детей по развитию временных представлений  у дошкольников.

III этап – результативный (май): 

Анализ, результативность, перспективность.            

 

Технология работы: (Слайд №8)

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Деятельность педагогов:

  • изучение и анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы по ФГОС ДО;
  • создание условий для взаимодействия педагогов с детьми подготовительного к школе возраста по теме;
  • разработка тематического планирования в рамках проекта;
  • проектирование процесса взаимодействия педагогов с  дошкольниками через  интеграцию различных видов деятельности;
  • анализ, результативность, перспективность.

Взаимодействие с детьми: 

  • организация образовательной деятельности о временных понятиях;
  • чтение стихов, рассказов, загадок, пословиц и поговорок о временных понятиях;
  • игры (дидактические, словесные, подвижные) на закрепление названий и последовательности частей суток, времён года, месяцев, дней недели;
  • наблюдения за сменой частей суток, дней недели, за сезонными изменениями в природе используя режимные моменты;
  • индивидуальная работа;
  • экспериментирование «водяные часы», «песочные часы», «солнечные часы»;
  • опыты «Что можно сделать за 1, 5 и 10 минут»;
  • создание выставки книг в рамках темы проекта;
  • создание мини–музея «Часы» и выставки «Календари»;
  • создание модели часов своими руками.

 

Взаимодействие с родителями:

  • консультации для родителей групповые и индивидуальные;
  • беседы, советы, рекомендации, памятки;
  • помощь родителей в создании развивающей среды в группе;
  • помощь родителей в организации Выставки Календарей и организации Музея Часов.

Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Целевые ориентиры: 

В результате работы над проектом мы хотим получить следующий результат:

  • Дошкольники имеют представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех частей суток, дней недели, месяцев, времен года;
  • Пользуются в речи понятиями «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время»;
  • Развито «чувство времени», умеют беречь время, регулируют свою деятельность в соответствии со временем;
  • Различают длительность временных интервалов (1 минута, 10 минут,  1 час);
  • Умеют определять время по часам с точностью до 1 часа.

Сравнительный анализ  усвоения программного материала детьми в рамках проекта  

Из представленной диаграммы видно, что если на  начало года уровень развития  представлений о времени детей нашей группы составлял 74%, то в середине года уже 86%. Было диагностировано 25 детей. В октябре средний уровень показали 8 человек, высокий уровень – 10 человек, выше среднего – 7 человек. В феврале: средний уровень – 3 чел., выше среднего – 8 чел., высокий – 14 чел. Это доказывает эффективность проектного метода.

Практическая значимость

 Проектная работа может применяться в системе дошкольного образования при взаимодействии педагогов  и старших дошкольников.

Список литературы: 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N 1155 - М.: Центр педагогического образования, 2014.
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2014.
  3. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.
  4. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Тарабарина Т.И. Детям о времени. Теория и методика математического развития дошкольников. Хрестоматия в 3-х т. - СПб: Икар, 2001
  6. Шорыгина Т.А. Беседы о пространстве и времени: Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2009.

Выводы: 

Дошкольникам 6-7 лет жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: юююляша (17.02.2015)
Просмотров: 214 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь

Точное время

Друзья сайта
  • Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование
  • Официальный сайт администрации г.Серпухова
  • СПА "Комитет по образованию"г.Серпухова
  • Официальный сайт УМЦ г.Серпухов
  • Сайт "Дошколёнок" для педагогов
  • Журнал "Дошкольное воспитание"
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz -->

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz