Каждый ребенок должен научиться в
детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно
излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой,
непосредственной, выразительной.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей.
В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить
воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как
ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого
развития.
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или
литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при
пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и
выражения, усвоенные из художественных произведений.
Художественная литература, расширяя интересы детей, обогащая знания об
окружающем их разнообразном мире, дает также содержание многим детским играм.
Игра - один из основных видов детской деятельности, очень привлекательной для
дошкольников. Среди разнообразных детских игр игра-драматизация выделяется как
своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Источником
для нее служат литературные произведения, содержание которых дети
воспроизводят, изображая их героев и происходящие с ними события.
В игре – драматизации
происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности
речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в
перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется
особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности,
способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является
средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно –
ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.
Детям, как правило, наиболее
близки природоведческие
сказки. Им нравится перевоплощаться.
Разговаривая от имени зайчика, лисички, петушка, ребята раскрепощаются, меньше стесняются.
Так же у детей с ранних лет формируется уважение и любовь к природе. Это как
русские народные сказки, так и сказки писателей – природоведов.
Важным аспектом деятельности
воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения
разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается
последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые
включается ребенок. Выделяют следующие ступени работы:
• Игра-имитация отдельных
действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут
крыльями) и имитация основных эмоций
человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в
ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки
последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (зайчик
увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
• Игра-имитация образов хорошо
знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок
шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку
(«Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод
вокруг елки»).
• Однотемная бессловесная
игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые
читает воспитатель («Заинька, попляши…»).
• Игра-импровизация по текстам
коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3.
Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова
«Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).
• Ролевой диалог героев сказок
(«Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
• Инсценирование фрагментов
сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
• Однотемная игра-драматизация с
несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским
текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
Итак, система работы по
организации игр – драматизаций в дошкольном возрасте делится на три этапа:
• художественное восприятие
литературных и фольклорных произведений;
• освоение специальных умений для становления основной позиции – актер;
• самостоятельная творческая деятельность.
Реализация названных задач и
содержания работы с детьми требует учета основных принципов организации игры — драматизации.
·
Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой
(свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно
пережитый) компоненты.
·
Принцип
комплексности предполагает взаимосвязь игры —
драматизации с разными видами искусства и разными видами художественной
деятельности ребенка.
·
Согласно принципу импровизационности игра — драматизация рассматривается как творческая
деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка,
детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение
детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки
зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
·
Все названные выше принципы
находят свое выражение в принципе
интегративности, в соответствии с которым
целенаправленная работа по развитию речи детей посредством организации игр —
драматизаций включается в целостный педагогический процесс.
Организованная таким образом
работа будет способствовать тому, что игра — драматизация станет средством
самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества,
самоутверждения в группе сверстников, а главное средством развития речи детей.
Для развития игры – драматизации,
для возникновения ее в самостоятельной деятельности детей необходим довольно
обширный материал, который дети могли бы использовать в своих играх. Театральный
уголок должен постоянно пополняться различными видами театра и различные
атрибутами: маски – шапочки, костюмы для ряженья детей, бижутерией.
В заключение нельзя не упомянуть
о важности включения в процесс организации и знакомства детей с играми —
драматизациями родителей воспитанников. Ведь именно из-за нехватки внимания, у
детей появляются нарушения в развитии не только речи, но и остальных
функциональных систем. Нужно обращать внимание родителей на особенности и
значение игры – драматизации для развития речи детей. Привлекать родителей для
подготовки и проведения праздников, развлечений, игр.
|