Образовательные области:
«Познание»
·
Познакомить
детей с новым комнатным растением –
Бальзамином, дать его бытовые названия
(Огонек, Ванька – Мокрый);
·
Закрепить
названия комнатных растений;
·
Знать
условия жизни этих растений;
·
Систематизировать
и обобщить знания детей о комнатных растениях: их частях (корень, стебель,
листья, цветок);
·
Уточнить и
закрепить знания детей о приемах ухода за растениями;
·
Закрепить
количественный и порядковый счет, знание геометрических фигур.
«Труд»
·
Формировать
у детей определенные навыки: учить правильно держать лейку, вытирать пыль на
крупных листьях влажной тряпочкой, мелкие опрыскивать из пульверизатора, с
шероховатых сметать мягкой кисточкой, наполнять лейки заранее для отстаивания
воды, затирать лужицы.
«Социализация»
·
Развивать
сотрудничество, умение слушать других детей во время беседы;
·
Воспитывать
ответственность за порученное дело;
·
В игровой
форме проверить ранее приобретенные знания о комнатных растениях: д/и «Составь
картинку», д/и « Что изменилось?», д/и «Найди по образцу»;
·
Воспитывать
любовь к природе, окружающему миру, к прекрасному.
«Коммуникация»
·
Развивать
монологическую и диалогическую речь, умение точно выражать свои мысли;
·
Развивать
любознательность и самостоятельность.
«Чтение художественной
литературы»
·
Загадка о
растениях;
«Физическая культура»
·
Физминутка
«Цветы».
«Музыка»
·
Музыкальное
сопровождение Приветствия и Физминутки.
Цель:
Формирование
позитивного опыта взаимодействия детей с окружающим миром, умений и навыков экологически
– ориентированной деятельности.
Оборудование:
Комнатные
растения (Фикус, Хлорофитум, Герань, Бальзамин),
инвентарь для ухода за растениями (лейки, пульверизаторы, кисточки, тряпочки,
тазики с водой, фартуки), презентация
«Комнатные растения», разрезные картинки «Составь растение», игрушка
–персонаж Лунтик.
Предварительная работа:
Наблюдение
за развитием и ростом растений в уголке природы; рассматривание корней;
рассматривание листьев и стеблей у разных растений; обучение приемам ухода за
различными растениями, труд в уголке природы.
Ход НОД.
Вводная часть:
1.Приветствие.
2.Загадка.
Основная часть:
3.Беседа о
комнатных растениях.
4.Д/и
«Составь картинку»
5.Знакомство
с новым растением – Бальзамином
6.Физминутка
«Цветы»
7.Д/и «Что
изменилось?»
8.Труд (уход
за комнатными растениями)
Заключительная
часть:
9.Подведение
итогов.
10.Рефлексия
«Волшебный цветок».
1.Приветствие.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг
с другом, с гостями.
Здравствуй,
здравствуй, взявшись за руки, пружинка
Здравствуй,
друг!
пожимают друг другу руки
Здравствуй,
здравствуй, пружинка
Посмотри вокруг! поворачивают голову вправо - влево
Здравствуй,
здравствуй, пружинка
Мне ты
улыбнись!
улыбаются друг - другу
Здравствуй,
здравствуй, пружинка
Головкой
поклонись!
кланяются друг - другу
Дети садятся
на стульчики.
2.Загадка.
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадку.
Встречаешь
их везде: и в клумбе и в горшке,
И в парке, и
в саду, и даже на пруду.
Поднимут
настроение зеленые … (растения)
3.Беседа о
комнатных растениях.
Воспитатель: Ребята, где мы встречаемся с растениями?
(На лугу, на
клумбе, на даче, в поле, дома, в детском саду)
Для чего
нужны растения?
(Чтобы было
красиво, очищают воздух от пыли, дают кислород, которым дышат люди, хорощо
пахнут, есть лекарственные растения и пр.)
А как
называются растения, которые растут дома, в группе детского сада?
( Комнатные)
Чем же они
отличаются от других растений, которые растут на улице?
(Они растут
в комнате, в квартире, в группе, в цветочных горшках круглый год, за ними
ухаживает человек)
Поднимите
руки, у кого дома есть комнатные растения. Какие? А кто за ними ухаживает? А вы
помогаете маме ухаживать за комнатными растениями? Как?
Раздается
стук.
Воспитатель: Кто это там шумит, мешает нам?
Ребята, да
это же Лунтик пришел к нам в гости. Лунтик, а что это у тебя?
Лунтик: Мне подарили красивый цветок, а ему у меня не понравилось, и я решил
принести его вам в детский сад, ребята. Я вижу, что у вас много комнатных
растений, и думаю, что моему цветочку будет лучше у вас.
Воспитатель: Лунтик, а почему же ты думаешь, что твоему
цветочку не понравилось у тебя?
Лунтик: Он стал грустный, листочки завяли, цветочки опали…
Воспитатель: А где же он жил у тебя?
Лунтик: В моем домике под ведром. Меня так гусеницы научили Пупсень и Вупсень.
Воспитатель: Под ведром?! Да ты что не знаешь, что необходимо
растениям? Они ведь живые, как и мы с вами! Ребята, давайте вспомним, а заодно
и Лунтик послушает, что нужно растениям, чтобы они себя хорошо чувствовали.
(Свет,
тепло, вода, земля и воздух)
А теперь
давайте посмотрим на экран и все хором повторим. Помощников растений пять – как
пальцев на руке.
Презентация «Пять условий для жизни растений»
Воспитатель: Лунтик, у нас в группе тоже много растений, с
некоторыми из них ребята уже знакомы. Дети, давайте вспомним их названия.
(Фикус,
хлорофитум, герань)
Если дети затрудняются в ответах, воспитатель помогает им
и закрепляет названия комнатных растений.
Воспитатель: Скажите, что общего у этих растений?
( Они
зеленого цвета, у них есть листики, корни, они живые, дышат, пьют)
А чем они
отличаются?
(Фикус похож
на дерево, Хлорофитум похож на травку, Герань – на кустик, у них разные листочки,
у Герани есть цветы, сильный запах)
Давайте
теперь рассмотрим, из чего состоит комнатное растение, назовем его основные
части.
(Корень,
стебель, листья, цветы бывают)
Показ презентации «Строение комнатного растения».
Воспитатель: Для чего нужны растению корни?
(Они
добывают из почвы воду, питание, а еще корни удерживают растение в земле)
Для чего
нужен стебель?
(На стебле
растут листья, цветы, по стеблю в них поступают вода и питание из земли)
Для чего
нужны листочки?
(Через
листочки растение дышит и выделяет кислород, которым дышим мы)
А раз растения растут, дышат, пьют, питаются –
значит они живые, как и мы с вами!
4.Д/и
«Составь картинку»
А теперь мы
с вами поиграем. Из отдельных частей нужно составить изображение комнатного
растения. Выберем 2х человек, и посмотрим, кто из них быстрее это сделает. А мы
будем за них «болеть» и помогать в случае необходимости.
5.Знакомство
с новым растением – Бальзамином.
Воспитатель: Ребята, а теперь я хочу вас познакомить с новым
комнатным растением. Это – Бальзамин. Его так же называют Ванька-Мокрый за то,
что он очень любит пить воду. А за то, что у этого растения такие яркие цветы,
иногда его называют Огонек. Давайте рассмотрим его получше.
В чем растет
наш новый цветок? (В горшке, в земле)
Что
находится в земле? ( Корни)
Верно, в
земле находятся корни, как и у всех других растений. Они удерживают Бальзамин в
земле, а еще он корнями добывает воду и питание из почвы.
Покажите,
пожалуйста, стебель у Бальзамина. Какой он по форме, по цвету?
(Прямой,
зеленый)
Какого цвета
листья у Бальзамина? А какой формы? Какой величины? Мелкие или крупные?
(Зеленые, по форме похожи на овал, мелкие)
Сравните,
что больше: ваши ладошки или листья Бальзамина?
(Сравнивают,
выясняют, что листья Бальзамина меньше ладошки)
Какая поверхность
у листьев: гладкая или шершавая?
(Можно
осторожно погладить пальчиком)
Теперь
покажите цветочки у Огонька. Какого они цвета? (Ярко - розовые)
6.Физминутка
«Цветы»
Воспитатель: Ребята, давайте представим себя красивыми
цветочками и сделаем специальную зарядку для цветов.
Говорит цветку цветок: Движения в соответствии со словами
«Подними
свой лепесток.
Выйди на
дорожку,
Да притопни
ножкой.
Да головкой
покачай –
Утром
солнышко встречай.
Стебель
наклони слегка –
Вот зарядка
для цветка.
7.Д/и «Что
изменилось?»
Воспитатель: Сейчас мы опять будем играть. У меня на столе стоят
растения. Сосчитайте, и скажите, сколько их? (Четыре)
Назовите
растение, которое стоит первое по порядку?(Фикус) Второе по порядку?(Хлорофитум)Третье
по порядку?(Герань) Четвертое по порядку?(Бальзамин).
А теперь
скажите, каким по порядку стоит Бальзамин? Герань? Хлорофитум?
Фикус? (в обратном порядке)
А теперь я
вас попрошу запомнить расположение растений и закрыть глаза.
Я поменяю
растения местами, а вы откроете глаза и
скажете, что изменилось, какие растения переставлены? Какими по порядку они
были раньше, какими стали теперь? Только не подглядывать!
Играем 2-3 раза.
8.Труд (уход
за комнатными растениями)
Воспитатель: Ребята, вы сегодня узнали, что Бальзамин или
Ванька-Мокрый очень любит воду, да и другие растения без нее не обходятся. А
еще от сухих листьев остается мусор, который нужно убирать, на листиках
собирается пыль. Поэтому за растениями нужно ухаживать. Давайте подойдем
поближе и посмотрим, какой уход требуется сейчас нашим растениям.
Какая у них
земля в горшках? (Сухая)
Как вы
догадались? (Серая, потрескавшаяся)
Что с ней
нужно сделать? (Полить ее из лейки)
А почему у
нас в лейках уже налита вода? (Цветы нужно поливать отстоявшейся водой
комнатной температуры)
Теперь
обратите внимание на листочки, какие они? (Пыльные)
Что мы будем
использовать, чтобы убрать пыль с крупных, гладких листьев? (Влажную тряпочку)
Правильно,
листья Фикуса можно протереть влажной тряпочкой. А листья Хлорофитума можно
протирать? (Нет)
А как нам
удалить с них пыль? (Опрыскать из пульверизатора) Верно.
А вот
мягкие, ароматные листья Герани нельзя ни протирать, ни опрыскивать. С них
будем удалять пыль мягкой кисточкой.
А чтобы не намочить
и не запачкать одежду, нужно всем надеть фартуки.
Мы сейчас
должны разделиться на группы, чтобы помочь нашим растениям.
Я
приготовила значки с изображением комнатных растений, за которыми мы будем
ухаживать. А вы должны будете отыскать тот цветок, который вам достанется.
Д/и «Найди
такой же»
Воспитатель руководит трудом детей, напоминает приемы
работы по уходу за растениями.
Воспитатель: Ребята, теперь наши растения чувствуют себя хорошо.
Вы молодцы!
Лунтик, ты
теперь знаешь, как ухаживать за своим цветочком?
Лунтик: Да, спасибо вам ребята! Можно я
заберу свое растение назад домой? Теперь я буду правильно за ним ухаживать. А
вредных Вупсеня с Пупсенем слушать не буду! До свидания, ребята!
9.Подведение
итогов.
Сегодня
мы вами много говорили о комнатных растениях.
Повторили условия необходимые для их роста, вспомнили части растений. Хорошо
потрудились для того, чтобы наши цветы стали чистые и довольные. А главное, вы
поняли, что растения живые, и к ним нужно относиться, как к живым существам.
10.Рефлексия
«Волшебный цветок».
Ребята! Если
вам сегодня было интересно, и вам нравится ухаживать за растениями, то
прикрепите, пожалуйста, на растение, изображенное на доске, красные цветы. А
если вам было скучно – желтые. Мне очень приятно, что вы не скучали!
|