В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования детей младшего дошкольного возраста. Ребенок усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука-это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука-это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребенка: «… он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…» Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит. Почему же это так? Давайте разберемся. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков - сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
"Встретились двое" |
|
| действия с пальчиками | Встретились двое котят: "Мяу-мяу!" | соединяем мизинцы обеих рук | И двое щенят: "Гав-гав", | соединяем безымянные пальцы обеих рук | и две лошадки: "Бру-бру", | соединяем средние пальцы обеих рук | и две коровки: "Му-му", | соединяем указательные и большие пальцы обеих рук | а рогатые ж, ну и ну!!! | показать рога, выпрямляя указательные пальцы и мизинцы |
|
| "Считалка для пальчиков"№1 |
|
| действия с пальчиками | Этот пальчик маленький, | загибаем мизинец | Этот пальчик слабенький, | загибаем безымянный палец | Этот пальчик длинный, | загибаем средний палец | Этот пальчик сильный, | загибаем указательный палец | Ну а это толстячок, | загибаем большой палец | А все вместе - кулачок! | покрутите кулачком |
|
| "Считалка для пальчиков"№2 |
|
| действия с пальчиками | Этот пальчик хочет спать, | загибаем поочередно пальчики | этот пальчик – прыг в кровать, |
| этот пальчик прикорнул, |
| этот пальчик уж заснул. |
| Встали пальчики. Ура! | раскрываем кулачок | В детский сад идти пора! |
|
|
| "Замок" |
|
| действия с пальчиками | На двери висит замок, | Пальчики переплести в замок, раскачивать "замок" при чтении стиха | Кто его открыть бы мог? |
| Постучали, | постукивать основания ладоней обеих рук, не разрывая пальцы (не открывая замок) | Покрутили, | не расцепляя пальцы, сдвигать ладони в разных направлениях (одну - вперед, другую - назад, так чередовать) | Потянули | не расцепляя пальцы, развести основания ладоней в стороны, при этом пальчики выпрямляем | И открыли! | резко отпускаете руки, раскрыв замок, и руки надо развести широко в стороны. |
|
| "Мышка" |
|
| действия с пальчиками | Мышка в норку пробралась, | "шагать" двумя пальчиками по столу | На замочек заперлась. | зацепить друг за друга указательные пальцы обеих рук, как цепочку | В дырочку глядит - | сделать колечко из большого и указательного пальцев и посмотреть в колечко | Кошка не бежит? | ладонь руки поднести ко лбу, как козырек, и посмотреть из-под нее, как будто вглядываемся вдаль |
|